Издержки производства в долгосрочном периоде

В предыдущей главе мы рассматривали издержки в краткосрочном интервале, они относились к решениям, касающихся краткосрочных изменений объема выпуска продукций при использовании заданного количества постоянных затрат. В этом параграфе мы будем рассматривать предприятие в долгосрочном периоде, когда она может изменить масштабы своих производственных мощностей. Представьте себе, что небольшое предприятие легкой промышленности сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности все больше и больше расширялось, Сначала какое-то время увеличение мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов все больше рост мощностей приведет к увеличению средних общих издержек. Это закономерность представлена на графике 2 и 3. Кривая АТС показывает динамику роста средних общих издержек. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на единицу продукции. Однако, за этим пределом, расширения производственных мощностей приведет к повышению минимального уровня средних общих издержек. Рассмотрев краткосрочные кривые данного предприятия, мы можем начертить долгосрочную кривую средних издержек или кривую средних издержек для долгосрочных временных интервалов. Эта кривая является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних издержек. Она соприкасается с каждой из них, не пересекая их. Размеры предприятия, предназначенные для каждого конкретного объема производства в долгосрочном временном интервале, будут соответствовать одной из кривых краткосрочных общих издержек в точке соответствующей этому конкретному объему выпуска.

Экономия, обусловленная масштабом производства

Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменениям масштаба производства, используется специальная терминология. Если в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирма имеет экономики обусловленную масштабом производства. Если же в какой-либо точке выпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе нанесенном от роста масштабов производства и наконец, если в какой либо период долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с ростом объема производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от роста масштабов производства.

Так откуда же все таки происходит экономика обусловленная ростом масштабов производства. А дело в том, что по мере роста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методы внутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупного производства. В некоторой своей части экономия обусловленная масштабом, проистекает из действия раннее упомянутого человеческого фактора. То есть речь идет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирме директор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а в крупной фирме создаются специальные отделы , в которых люди занимаются маркетингом все свое рабочее время.

Следующим источником экономии, являются технологии. В подавляющем своем большинстве линии способные сделать двойную работу по сравнению с меньшей , дешевле двух менее производительных линий. Так один “ file server “ (компьютер, построенный специально для исполнения роли сервера) стоит дешевле, чем два обыкновенных компьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику, чем покупать дорогие , производительные линии , но по мере роста предприятие будет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства.

Однако существуют и отрицательные стороны роста масштабов производства. С ростом предприятия начинает увеличиваться штат рабочих, в крупном предприятии становиться тяжело управлять людьми. Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться к успеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальных отделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческого аппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной мере совокупный спрос и закупает оборудование больших масштабов, чем это необходимо , что ведет к существенным потерям.

«-Сколько людей работает в вашей компании? –Примерно половина» Анонимэ ( «Market leader» стр. 62 )

Пути снижения издержек

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.