Методологические основы экономического анализа предприятия.

Экономический анализ имеет целью изучение явлений и хозяйственных процессов организации, финансовых результатов и эко­номической эффективности их деятельности, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации. В процессе анализа выявляются и характеризуются не только основные факторы, но и измеряется сила их действия. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, а установление таких взаимных связей является наиболее важным моментом анализа. Сами хозяйственные процессы рассматриваются как сложные внутренние единства, состоящие из множества разнообразных, взаимосвязанных сторон и элементов.

Наиболее важными задачами анализа считаются следующие.

1. Повышение экономической обоснованности планов и уста­навливаемых нормативов и сравнительного анализа, т.е. оценки состояния явлений за прошлые периоды в динамике и по сравне­нию с каким-либо базовым состоянием.

2. Исследование выполнения планов и соблюдение нормативов по данным учета и отчетности.

Такая постановка задачи ставится в ходе текущего анализа.

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, технических и финансовых ресурсов. Эта задача решается, в первую очередь, путем расчета определенных показателей, основанного на соизмерении величины использованных ресурсов и достигнутых с их помощью результатов, и сравнения их с базовыми величинами.

4. Выявление внутренних ресурсов повышения эффективности деятельности и использования ресурсов организаций.

5. Обоснование и проверка оптимальности принимаемых управленческих решений.

Такая задача ставится на этапе предварительного экономического анализа для оценки последствий и результатов принятия тех или иных управленческих решений.0

Источниками информации для экономического анализа являются:

- бухгалтерская финансовая отчетность данных бухгалтерских учетных ресурсов, попадающих в бухгалтерскую отчетность;

- статистическая отчетность, отражающая количественные параметры массовых явлений и процессов, являющаяся результатом не только статистического учета, но и бухгалтерского (используются в основном для экономического анализа на макроуровне);

- внутренняя отчетность организаций, являющаяся результатом оперативного и управленческого учета организаций; - внеучетные источники (материалы аудиторских, ревизионных, налоговых и других проверок, специальной и массо­вой печати, нормативных данных, прейскуранты, ценники, справочники и др.).

Выполнение аналитических задач достигается с помощью соответствующих способов и приемов экономических и материальных расчетов. Способы и приемы экономического анализа можно разбить на две группы: традиционные и математические.

К числу наиболее распространенных методов

традиционного

анализаотносятся статистические методы абсолютных, средних и относительных величин; сравнение; группировки; индексный метод; метод ценных подстановок, балансовый метод.

Абсолютные

величины

характеризуют объем явлений и процессов (доходы, расходы, объем производства, численность работающих, сумма активов, прибыль и т. д.). Они являются ос­новными измерителями в бухгалтерском учете (в стоимостном и натуральном выражении) и являются базой для исчисления средних и относительных величин.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.