Проблемы ЖКХ в разрезе МУП.

За десять лет запас прочности системы ЖКХ исчерпался. В начале девяностых правительство удерживало на низком уровне коммунальные платежи, чтобы население не так тяжело переносило реформы. Но сегодня наступил момент, когда без стопроцентного финансирования ЖКХ не обойтись", - уверяют чиновники.

Субсидии и полное финансирование ЖКХ провозглашены основами нынешней реформы коммунального хозяйства. А чуть ли не главной и единственной причиной нерентабельности жилищно-коммунальных предприятий (в начале этого года убытки отрасли составили 10,1 млрд. рублей) признаны необоснованно низкие тарифные ставки для населения. А раз так, эти ставки непременно надо повысить. И тогда механизм ЖКХ заработает как часы.

Более того, очень часто экономическую реформу переводят в политическую и идеологическую плоскость. Вот принято решение о создании расчетных центров. Предполагается, что жителям станут напрямую перечислять деньги из бюджета (сейчас ежемесячно микрорайон получает дотации - более двух миллионов рублей), а они уже сами будут с ними выходить на рынок услуг и искать обслуживающие компании. Но эта акция чем-то похожа на строительство коммунизма. Возможно, изменив порядок субсидирования, бюджет сэкономит средства, но при этом оставит потребителей наедине с разваливающимся ЖКХ. Ведь никакого рынка услуг пока нет и в помине. Да и вряд ли он появится. Тепло и воду, кроме монополистов в лице 'Водоканала' и 'Гортепла', подавать некому".

Монополизм поставщиков тепла и воды - одна из главных причин крайней неэффективности тепло- и водоснабжения практически любого города. Монополист, как известно, заинтересован только в одном - чтобы потребляли больше и по более высокой цене.

Тепло сегодня поставляют местные монополисты (находятся в ведении РАО ЕЭС или крупных региональных энергокомпаний), а воду - местные естественные монополии. Все они работают с потребителями по схожим схемам.

Первый вариант такой. Поставщик выставляет счета ДЕЗам в соответствии с действующими нормативами (норматив потребления умножают на тариф). ДЕЗы рассылают счета населению. Затем деньги поступают от ДЕЗа в муниципалитет, а потом уже непосредственно поставщику (обычно доходят не все - во-первых, собираются не 100%, а во-вторых, часть средств достается ДЕЗам на эксплуатационные нужды). Второй вариант: "Водоканал" выставляет ДЕЗу один счет, в котором указывается, сколько воды поставлено в город. ДЕЗ пересчитывает счета по нормам потребления и выставляет их потребителям.

Эта схема применяется еще с советских времен, и она ущербна, хотя бы потому, что информация об объеме ресурсов, фактически поставленных конечному потребителю, зачастую недостоверна. Точнее, ее просто нет. Измерительная аппаратура редко устанавливается на водоводах и водопроводных входах в дома, а тем более в квартирах. Для расчетов с "Водоканалом" или местными энергетиками используется информация об общем количестве произведенной воды или тепла. А уж воспользовались мы водой и теплом или нет - это никого не касается.

Такая ситуация, понятно, вполне устраивает монополистов. Ведь если бы платежи начислялись в соответствии с реальным потреблением, то объем потребления мог бы снизиться. Для сравнения: сегодня в России расходуют 250-300 литров на человека в сутки, тогда как в Прибалтике - 90-120 литров, в Западной Европе - и того меньше. А раз меньше потребляли бы, то и платили бы меньше.

Поставщики воды и тепла не озабочены проблемами экономии ресурсов. Это мощные структуры, умеющие защищать свои интересы и блокировать не выгодные им мероприятия. Производители наотрез отказываются инвестировать деньги в оптимизацию систем водоснабжения (внутренние сантехнические работы, промышленные системы) или в управление спросом. В свою очередь население, промышленные предприятия и государственные организации тоже не спешат экономить воду и энергию, а это ведет к неоправданному росту эксплуатационных расходов. Можно перейти на расчеты за воду по факту ее использования. Но затраты (и, соответственно, экономия) будут зависеть от конструктивных особенностей дома. Если он современный, оснащен счетчиком, с нормальной теплоизоляцией, то расходы можно минимизировать. Нынешние нормативы рассчитаны на устаревшие нормы теплозащиты и призваны покрывать все потери при транспортировке тепла и воды. Понятно, что прямые расчеты за оказанные услуги не будут компенсировать всех потерь - дураков платить за то, что теряется при транспортировке, нет. Если вы будете платить только по факту, то снабжающим организациям придется изменить технологию получения тепла, задуматься, как сократить издержки транспортировки, какие котлы поставить.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.