Определение потребности в оборотном капитале

Оборотный капитал

организации наравне с основным капиталом обеспечивает непрерывность ее финансово-хо­зяйственной деятельности.

Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний, определяет капитальные вложения как "инвестиции в основной капитал (основные средства) предприятия". Одна­ко не бывает и не может быть инвестиций в основные про­изводственные фонды (при создании нового предприятия, при расширении, реконструкции или техническом перево­оружении действующих) без инвестиций в оборотные сред­ства.

При этом общая сумма капитальных затрат в плане инвестиций рассчитывается исходя из потребности в основ­ных фондах и необходимости создания (увеличения) запа­сов оборотных средств, которые н отдельных случаях мо­гут многократно превышать затраты на приобретение ма­шин, оборудования и других составляющих основных фон­дов.

Таким образом, в процессе деятельности организации возникает необходимость планирования оборотных средств. А так как организация при приобретении исходных продук­тов (сырья, материалов, запчастей и т.п.) получает кредит от их поставщиков (например, договорный срок платежа составляет 1 месяц), то образуется кредиторская задол­женность. Таким образом, частично потребность в оборот­ном капитале будет покрываться кредиторской задолжен­ностью.

Поэтому при планировании потребности организации в оборотном капитале следует использовать величину чисто­

го оборотного капитала

(ЧОК)

, определяемую по формуле:

где ОбК - величина оборотного капитала (стр. 290 ба­ланса);

K3 - величина кредиторской задолженности (стр. 620 баланса).

B зарубежной литературе ЧОК называют финансово­

эксплуатационными потребностями (ФЭП).

Исходя из формулы видно: чем больше величина кре­диторской задолженности, тем меньше ЧОК, что лучше для организации, так как в каждый данный момент имеются свободные денежные средства для обеспечения бесперебой­ной работы организации. B случае, когда ЧОК будет отри­цательной величиной (что довольно редко встречается на практике), организация будет располагать денежными сред­ствами в размерах, превышающих потребность в них для обеспечения своей деятельности.

Величина ЧОК различается не только по отраслям де­ятельности, но даже может различаться по организациям однюй отрасли. На величину ЧОК оказывают влияние сле­дующие факторы:

• длительность эксплуатационного и сбытового циклов (чем быстрее сырье превратится в готовую продукцию, а она будет реализована, тем меньше денежных средств бу­дет иммобилизовано в запасах сырья и готовой продукции);

• темпы роста производства (больший объем выпуска продукции требует больших средств на приобретение ис­ходного сырья и материалов);

• сезонность производства и реализации готовой про­дукции, а также сцабжения сырьем и материалами (несо­ответствие сроков их поступления и платежа по ним мо­жет привести к разрыву ликвидности);

• состояние конъюнктуры (при высокой конкуренции рынка необходимо поддерживать запасы готовой продук­ции на определенном уровне);

• величина дебиторской и кредиторской задолженнос­ти (наращивание объемов деятельности организации при­водит к росту дебиторской задолженности, так как конку­ренция вынуждает продавца привлекать покупателей бо­лее выгодными условиями продажи, в то же время ком­мерческий кредит поставщиков период отсрочки платежа) компенсирует дебиторскую задолженность). Следовательно, возникает необходимость проведения расчетов оптималь­ных сроков получения платенса от покупателей и отсрочки

платежа от поставщиков.

Пример

:

Месячный оборот организации (объем реали­зации продукции) составляет 100 тыс. руб., стоимость потребляемого сырья - 50 тыс. руб. Рассчитаем оити­малъные сроки предоставления отсрочки nо покупателям и получения отсрочки nо ставщик~ов (при цОК = 0).

Решение:

1) ЧОК = ОбК - КЗ;

2) при ОбК = Д3, ЧОK = Д3 - K3;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.