Заемный капитал организации

Использование заемного капитала организацией обус­ловлено в основном временным недостатком у нее собствен­ных оборотных средств.

В соответствии с гражданским законодательством Рос­сийской Федерации в виде заемных средств могут высту­пать займы и кредиты, а также финансовая аренда (лизинг).

Займом

в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является передача одной стороной (заимодав­цем) в собственность другой стороне (заемщику) денег или других вещей, определенных родовыми признаками, при этом заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества. Предме­том займа могут быть также иностранная валюта и валют­ные ценности.

Договор займа считается заключенным с момента пере­дачи займа и в случае, когда заимодавцем выступает юри­дическое лицо, должен иметь письменную форму. Договор займа между физическими лицами должен иметь письмен­ную форму только в том случае, когда сумма займа превы­шает размер ММОТ на момент заключения договора не ме­нее чем в 10 раз. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного ко­личества вещей.

Предоставление заемных средств может быть как плат­ным, так и бесплатным. При этом последнее должно быть в обязательном порядке оговорено в договоре займа. При от­сутствии в договоре условия о размере процентов их раз­мер определяется существующей в месте жительства заи­модавца (в случае, когда заимодавцем является юридичес­кое лицо, - место его государственной регистрации) став­кой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответству­ющей части.

Пользование займами осуществляется на основании сле­дующих принципов: срочности, возвратности, материаль­ной обеспеченности.

Принцип срочности заключается в том, что заем дол­жен быть возвращен в срок, предусмотренный договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не уста­новлен или не определен момент востребования, сумма займа должна быть востребована заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Досрочно может быть возвращен только беспроцентный заем, а процентный — только с согласия заимодавца.

Принцип возвратности означает, что заем подлежит возврату или погашению заемщиком в полном объеме, при этом заемщик отвечает перед заимодавцем за полноту воз­врата займа.

Принцип материальной обеспеченности означает, что заемщик обязан гарантировать заимодавцу возврат займа, а при отказе его возвратить заимодавец должен иметь ос­нование для изъятия из оборота заемщика незаконно удер­живаемых средств в форме заемного капитала.

В отдельных случаях в качестве обеспечения возврата займа заемщик может выдать заимодавцу вексель

(простой или переводной), удостоверяющий ничем не обусловлен­ное обязательство выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные сум­мы. В этом случае отношения сторон будут регулироваться законодательством о векселях.

В случаях, предусмотренных законодательством, дого­вор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяю­щая право ее держателя на получение от лица, ее выпус­тившего, в предусмотренный ею срок номинальной стоимо­сти облигации или иного имущественного эквивалента. Об­лигация предоставляет ее держателю также право на по­лучение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.