Формирование и учет капитала

Капитал

организации представляет собой совокупность средств, которыми она располагает для осуществления своей деятельности.

Капитал формируется постоянно в процессе всей дея­тельности организации. Созданный вначале как стартовый капитал, в процессе функционирования организации он не остается неизменным. В зависимости от результатов дея­тельности величина капитала увеличивается или уменьша­ется, а сам он может видоизменяться.

На стадии учреждения организации основным источни­ком создания капитала является собственный капитал в виде уставного капитала и целевого финансирования. Однако может привлекаться и заемный капитал.

Уставный капитал

— это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государствен­ных (унитарных) предприятиях уставным капиталом явля­ется стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах хозяйственного ведения или опе­ративного управления, в акционерных обществах — номи­нальная стоимость всех видов акций, в других обществах и товариществах — сумма долей собственников и т.д.

Целевое финансирование

— это средства бюджетов всех уровней, а также благотворительные пожертвования (в том числе передаваемые по договору дарения) от юридических и физических лиц.

Заемным капиталом

являются краткосрочные и долго­срочные кредиты и займы, а также лизинг.

В процессе деятельности организации ее капитал, как правило, увеличивается. В этом случае источниками фи­нансирования (расширения) капитала являются собствен­ные, приравненные к ним, заемные и привлеченные сред­ства (рис. 1).

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.