Цели и методы регулирования естественных монополий

Закон "о естественных монополиях" предусматривает использование следующих методов государственного регулирования:

Органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование

, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Как нам известно, государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Такое исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (к примеру, тарифы на перевозки МПС), производимые субъектом естественной монополии.

Второй способ, как мне кажется, более интересный и специфический. "Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии". Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей.

Государство призвано защитить интересы всех потребителей.

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом имеет значение: "издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы

налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам), соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей, государственные дотации и другие меры государственной поддержки".

Также государство стремиться сделать деятельность своих органов гласной. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях».

Государство также не обходится без "карательного" метода регулирования деятельности естественных монополий и применяет методы юридической ответственности.

В очередной раз сошлюсь на текст закона: "если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению

субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.