Цели и методы регулирования естественных монополий

Изучая справочно - экономическую литературу, я встречался со многими определениями понятия "естественная монополия". Самое удачное звучит так: «естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренциив силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный

".

Я думаю, что отличительная особенность естественной монополии в том, что ей обладают субъекты, имеющие в своем распоряжении свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры. К примеру, редкие металлы, электроэнергия, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. В сферах, где нецелесообразно строить такие же предприятия, и одна фирма способна обеспечить весь рынок товаром (издержки на производство у нее очень низкие), появляется естественная монополия.

Надо отметить, что наряду с положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную цену

. Контроль естественных монополий достигается двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

В сфере естественных монополий функционируют две группы: хозяйствующие субъекты (производители) и потребители. По моему мнению, главная цель государственного регулирования в том, чтобы в равной мере соблюсти баланс интересов обоих групп

. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

Я считаю, что основным законом в этой сфере является закон "О естественных монополиях от 1995 г".

Суть его в том, что для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (они регулируют цены, осуществляют контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование).

Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ.

Нельзя путать функции антимонопольных органов и деятельность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий.

Как я уже упоминал, для сферы действия естественных монополий конкуренция неэффективна, либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, ставить невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.