Анализ оборачиваемости активов

Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность во многом зависят от скорости оборачиваемости средств, вложенных в активы предприятия и от рентабельности его деятельности.

Текущее расходование средств и их поступление не совпадают во времени, что приводит к возникновению у предприятия потребности в увеличении или сокращении финансирования для поддержания платежеспособности. Потребность в дополнительном финансировании возникает при низкой оборачиваемости средств или при ее замедлении.

Рациональное управление текущими активами дает возможность предприятию повышать уровень ликвидности. Пополнение потребности в дополнительном оборотном капитале за счет заемных источников финансирования имеет ограничения (предприятие не всегда может получить кредит или ставка процента делает получение кредита невыгодным). Пополнять дополнительную потребность в оборотном капитале за счет собственных источников предприятие может только в пределах заработанной прибыли. Таким образом, удовлетворять дополнительную потребность в оборотном капитале предприятие может только эффективно управляя текущими активами.

Различным видам оборотных средств присущи различные скорости оборотов. На длительность оборота активов оказывают влияние многие факторы: вид деятельности предприятия (промышленность, снабжение, посредническая деятельность, сельское хозяйство); отраслевая принадлежность (тяжелая или легкая промышленность); масштабы производства (как правило, оборачиваемость выше на мелких предприятиях, чем на более крупных); экономическая ситуация в стране (система расчетов, вынуждающая предприятия отвлекать средства для предоплаты, инфляция, вынуждающая создавать большие запасы ТМЦ); эффективность управления активами (структура активов, ценовая политика предприятия, методика оценки ТМЦ).

Показатели оборачиваемости. Для характеристики эффективности использования оборотных средств используют следующие показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз)

рассчитывается в долях единицы и представляет собой отношение полученной за анализируемый период выручки от продаж за вычетом косвенных налогов к среднегодовой сумме дебиторской задолженности. С помощью данного коэффициента можно рассчитать, во сколько раз объем реализованной продукции превышает дебиторскую задолженность, а также какова доля выручки, приходящейся на 1 руб. дебиторской задолженности. Если в составе дебиторской задолженности имеются краткосрочная и долгосрочная задолженности, то в расчет принимаются полная сумма краткосрочной задолженности и та часть долгосрочной, погашение которой, как следует из договорных отношений предприятия, приходится на текущий год. Обратная данному коэффициенту величина, умноженная на количество календарных дней анализируемого периода (365, 270, 180, 90 дней) представляет собой продолжительность оборота дебиторской задолженности в календарных днях (Одз).

Кодз = Вн / (∑ДЗнг + ∑ДЗкг) / 2;

Одз = 365 / Кодз (календарных дней),

где Вн – выручка от продаж за вычетом косвенных налогов, тыс. руб.;

(∑ДЗнг + ∑ДЗкг) / 2 – сумма дебиторской задолженности в среднегодовом выражении, тыс. руб.

Рассчитаю коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и ее оборачиваемость в календарных днях (месяцах или годах) по предприятиям А и В в табл. 11. Данные по выручке-нетто взяты из отчетов о прибылях и убытках, по краткосрочной дебиторской задолженности – из балансов указанных предприятий за анализируемый период. Долгосрочной дебиторской задолженности указанные предприятия не имеют (см. Приложение 1).

По предприятию А:

выручка-нетто – 96008 тыс. руб.;

дебиторская задолженность на начало года – 26093 тыс. руб.;

дебиторская задолженность на конец года – 48124 тыс. руб.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.