Анализ финансовых показателей

Наиболее действенной и результативной в современных условиях является методика комплексного анализа хозяйственной деятельности, которая органически соединяет анализ профилирования и структуры производственного потенциала предприятия с выделением основных факторов производства, финансовых результатов деятельности и запаса финансовой прочности. Такой анализ, во-первых объединяет в единое целое управленческий и финансовый анализ, во-вторых, ретроспективный и предшествующий прогнозный анализ, в-третьих, обобщает результаты тематических анализов в единое целое. В системе комплексного экономического анализа хорошо сочетаются внутрипроизводственный анализ, который позволяет выявить внутренние резервы производства, связанные с лучшим использованием и модернизацией имеющихся ресурсов, анализ хозяйственных отношений, который дает возможность оценить готовность и надежность партнерских связей, анализ состояния рынка с учетом конкурентной среды, анализ достаточности собственных ресурсов для развития производства и возможности и целесообразности разных способов привлечения дополнительных, в том числе заемных средств.

В общем виде при помощи системы комплексного анализа хозяйственной деятельности можно показать сравнительный эффект от реализации разных стратегий и путей развития предприятия, определив приоритеты показателя целей (увеличение объема продаж, рост рентабельности определенных видов деятельности и продуктов, увеличение массы прибыли, снижение фондо-, материало- или трудоемкости изделий) при определенных внешних условиях деятельности специализируемого объекта. Следовательно, комплексный экономический анализ позволяет выявить всю информацию, необходимую для моделирования развития хозяйствующего объекта.[2]

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.

В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала – собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности. Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.

Основные задачи анализа финансовых результатов по традиционной методике включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; анализ источников и структуры балансовой прибыли; выявление резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов; выявление резервов повышения различных показателей рентабельности.

С целью выполнения этих задач проводятся: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг); рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счет балансовой прибыли; определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства; выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов; выявление резервов повышения рентабельности.

Предварительный анализ финансовых показателей заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться рекомендуемые нормативами, усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности успешных предприятий.[3]

В условиях рыночных отношений повышаются роль и значение анализа финансового состояния предприятия, несущего полную экономическую ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности перед акционерами, работниками, банком и кредиторами.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.