Субъекты и объекты оценочной деятельности

Выяснив, что назначение оценки заключается в расчете рыночной или иной стоимости объекта оценки с целью эффективного управления и рас­поряжения им, нужно определить, кто же участвует в этом процессе и в отношении каких именно объектов он возможен. Оценка предполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.

Субъектами оценочной деятельности выступают физические и юриди­ческие лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регули­рует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

* органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъек­тов Федерации, муниципальных образований;

* оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

* профессиональные объединения оценщиков;

* заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициа­тиве которых на основании заключенного между ними и оценщиком в пись­менной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

* потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащу­юся в отчете об оценке.

Вместе с тем действующим Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками оценки: тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица — оцен­щики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае именно оценоч­ная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки1. В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 4) субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юри­дические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), де­ятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оцен­щики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — это субъекты оценки «первого уровня», всех ос­тальных можно отнести к субъектам «второго уровня».

Органы власти участвуют в формировании порядка и определении тре­бований и условий для проведения оценки посредством разработки, приня­тия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными орга­нами власти, осуществляющими и контроль за деятельностью оценщиков.

Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесооб­разным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательно являются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть лю­бой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выс­тупающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчи­ка оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не со­впадать. Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то здесь потреби­телем услуг независимого оценщика будут налоговые органы, использую­щие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контро­ля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налого­плательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответ­ственность за точность полученных в процессе оценки результатов (сто­имости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оцен­щика к объекту.

В целях защиты интересов потребителей услуг оценщиков Министер­ством имущественных отношений РФ (Минимуществом России)[1]принято Распоряжение «О Совете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. В соответствии с Распоряжением Минимуществом России ве­дется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в кото­рый будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.