Финансовый анализ и планирование финансовых операций занимают важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с их помощью вырабатывается долгосрочный курс поведения компании.
Финансовый анализ начинается со всестороннего изучения намерений собственника или руководства фирмы, способных повлиять на движение наличности. В качестве таковых можно рассматривать планы расширения производства, перемещения оборудования, изменения организационно-правового статуса фирмы или ее структуры.
Финансовый менеджер должен определить масштабы, качественный состав и сроки движения финансовых ресурсов от поставщиков к получателям через финансовые рынки и финансовые институты. При этом каждое движение финансовых ресурсов обязательно сопровождается гарантией в обратном направлении. Гарантиями выступают коммерческие бумаги, сертификаты и депозиты, выпущенные правительством, финансовым институтом или отдельной корпорацией.
Кроме того, финансовый анализ включает в себя следующие задачи:
· оценку потребности в финансах для достижения стратегических целей фирмы;
· распределение потоков наличности в зависимости от планов производства;
· определение объема привлекаемых финансовых ресурсов и каналов их получения (банковский кредит, эмиссия облигаций или акций и т.д.);
· перевод данных бухгалтерского учета и отчетности в форму, которая наглядно отражает финансовые возможности предприятия и гарантирует сопоставимость фактических и плановых показателей.
Повседневная практика финансового менеджмента постоянно выдвигает задачу, сама постановка которой таит в себе противоречие: поддержание ликвидности при получении прибыли. С одной стороны, заботясь о благополучии держателей акций, финансовый менеджер должен постоянно располагать наличными деньгами или иной ликвидностью, путем реализации которой он может удовлетворить интересы пайщиков. С другой стороны, для получения прибыли, из которой будут выплачены дивиденды, необходимо пускать в оборот ту же самую ликвидность, ибо деньги, мертвым грузом лежащие в кассе, не могут принести прибыль. Поэтому нередко стратегическая цель — максимизация прибыли в целях соблюдения интересов держателей акций — приходит в противоречие с тактической задачей — выплатой дивидендов по акциям. Именно в разрешении этого постоянно возникающего противоречия и состоит долг финансового менеджера и назначение финансового анализа.
Помимо метода финансового анализа и планирования существует также ряд других, с помощью которых финансовый менеджер добивается максимизации прибыли при одновременном сохранении ликвидности. Часть этих методов сопряжена с потребностями краткосрочного финансирования, другая — с нуждами долгосрочного. К первой группе относятся определение оптимальной величины функционирующего капитала (с финансовой стороны), управление наличным оборотом и рыночными ценными бумагами, определение размеров и источников краткосрочных кредитов, факторинг. Вторую группу составляют бюджетирование капитала, определение дивидендной политики, выбор темпов роста и диверсификации, выбор источников долгосрочного финансирования (долгосрочный кредит, лизинг, опционы и варранты).
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ