Финансовый анализ и планирование

Финансовый анализ и планирование финансовых операций занимают важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с их помощью вырабатывается долгосрочный курс пове­дения компании.

Финансовый анализ начинается со всестороннего изучения намерений собственника или руководства фирмы, способных повлиять на движение наличности. В качестве таковых мож­но рассматривать планы расширения производства, перемеще­ния оборудования, изменения организационно-правового ста­туса фирмы или ее структуры.

Финансовый менеджер должен определить масштабы, ка­чественный состав и сроки движения финансовых ресурсов от поставщиков к получателям через финансовые рынки и финансовые институты. При этом каждое движение финансо­вых ресурсов обязательно сопровождается гарантией в обрат­ном направлении. Гарантиями выступают коммерческие бума­ги, сертификаты и депозиты, выпущенные правительством, финансовым институтом или отдельной корпорацией.

Кроме того, финансовый анализ включает в себя следую­щие задачи:

· оценку потребности в финансах для достижения стратеги­ческих целей фирмы;

· распределение потоков наличности в зависимости от пла­нов производства;

· определение объема привлекаемых финансовых ресурсов и каналов их получения (банковский кредит, эмиссия обли­гаций или акций и т.д.);

· перевод данных бухгалтерского учета и отчетности в форму, которая наглядно отражает финансовые возможности предпри­ятия и гарантирует сопоставимость фактических и плановых показателей.

Повседневная практика финансового менеджмента постоян­но выдвигает задачу, сама постановка которой таит в себе про­тиворечие: поддержание ликвидности при получении прибыли. С одной стороны, заботясь о благополучии держателей акций, финансовый менеджер должен постоянно располагать налич­ными деньгами или иной ликвидностью, путем реализации ко­торой он может удовлетворить интересы пайщиков. С другой стороны, для получения прибыли, из которой будут выплачены дивиденды, необходимо пускать в оборот ту же самую ликвидность, ибо деньги, мертвым грузом лежащие в кассе, не могут принести прибыль. Поэтому нередко стратегическая цель — максимизация прибыли в целях соблюдения интересов держа­телей акций — приходит в противоречие с тактической зада­чей — выплатой дивидендов по акциям. Именно в разрешении этого постоянно возникающего противоречия и состоит долг финансового менеджера и назначение финансового анализа.

Помимо метода финансового анализа и планирования су­ществует также ряд других, с помощью которых финансовый менеджер добивается максимизации прибыли при одновремен­ном сохранении ликвидности. Часть этих методов сопряжена с потребностями краткосрочного финансирования, другая — с нуждами долгосрочного. К первой группе относятся опре­деление оптимальной величины функционирующего капитала (с финансовой стороны), управление наличным оборотом и рыночными ценными бумагами, определение размеров и ис­точников краткосрочных кредитов, факторинг. Вторую груп­пу составляют бюджетирование капитала, определение диви­дендной политики, выбор темпов роста и диверсификации, выбор источников долгосрочного финансирования (долгосрочный кредит, лизинг, опционы и варранты).

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.