Руководитель и коллектив

Умение управлять персоналом — сложнейшая наука и высокое искусство. Оно приходит обычно с опытом и поддерживается знаниями, хотя природный дар тоже способен играть значительную роль. Между руководителем, менеджером, с одной стороны, и работниками, ему непосредственно подчиненными, а также другими служащими предприятия, с другой стороны, складывается система фор­мальных и неформальных отношений,

решающим образом влияющих на успех дела.

Поэтому наряду с такими функциями управления, как анализ, прогнозирова­ние, планирование, организация, регулирование, учет и контроль, менеджер должен владеть умением строить отношения с людьми, подчиненными, работни­ками, коллективом, коллегами по работе. Если в условиях командно-администра­тивной экономики управление персоналом строится в основном на принципе подчинения приказам, исполнении распоряжений, то для российской современ­ной, рыночной экономики и цивилизованной экономики вообще характерны иные подходы.

Превалирует условие, постулат, согласно которому каждый человек есть самобытная личность, индивидуум, и с ним надо обращаться, опираясь на принцип человеческих отношений.

Это означает, что руководитель должен видеть в работнике, прежде всего человека и относиться к нему по-человечески, с уважением, почитанием. Когда отношения между руководителем и коллективом строятся на таком взаимном уважении, возникает взаимопонимание и вместо слепого подчи­нения появляется партнерство,

пробуждается общий совместный интерес к успе­ху дела.

Только в таких условиях руководитель может надежно использовать социаль­но-психологические методы управления и благодаря этому достичь желаемого результата, завоевав, получив доверие со стороны подчиненных.

В международной практике менеджмента выработан ряд определенных пра­вил, которыми следует руководствоваться менеджеру в своей управленческой деятельности. Приводим десять «золотых» правил поведения руководителя, которые не должны восприниматься догматически, но могут оказаться полезными при творческом применении:

1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное.

2. Не поручать подчиненным самые существенные, судьбоносные вопросы, от решения которых зависит будущее компании, решать эти вопросы самому.

3. Не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые надлежит передавать и доверять исполнителям.

4. Действовать только в рамках достижимого, возможного, реального, избегать слишком рискованных, авантюрных действий.

5. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе. Не допускать безответственности и расхлябанности.

6. Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление смерти подобно.

7. Быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителя.

8. Уметь проигрывать, отступать в ситуациях, когда это неизбежно.

9. Быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих дей­ствиях.

10. Находить удовольствие в работе.

Развитие самоуправления персонала производственного, коммерческого либо предприятия другого типа требует изменения стиля руководства,

присущего руководителям. В частности, проявляемый со стороны первых лиц предприятия авто­ритарный

стиль не способствует росту деловой активности прямых подчиненных и даже рядовых исполнителей. Поэтому взгляд на работника предприятия как на робота, готового бездумно выполнять задания, уходит в прошлое, а популярным становится кооперативный

стиль руководства. Такой стиль предусматривает при выработке решения совместную работу менеджера, руководителя и персонала, занятого на предприятии. Конечно, его исполнение предъявляет особые требова­ния к управляющему в части коммуникабельности и умения доверительно рабо­тать с персоналом, а также уважительного отношения к сотруднику предприятия, чтобы он понимал, ощущал свою сопричастность общему делу и, как уже отмеча­лось, личную ответственность за выполняемую работу.

Руководство организацией, лидерство руководителя состоит в способности оказывать влияние на отдельных лиц и коллективы людей, побуждая их полезно работать для достижения целей, поставленных перед предприятием. Практически каждый работник предприятия в состоянии оказывать влияние на других людей, иными словами, всякое предприятие имеет лидерский потенциал. Проблема заключается в умелом превращении такого потенциала в ресурс производства, в ра­циональном использовании данного ресурса.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.