Виды и функции управления

Рассмотренные в предыдущем параграфе методы управления характеризуют способы, приемы, посредством которых субъект управления оказывает воздействие на объект управления. Кроме того, управление делится на ряд видов определяющих, в какой форме доводятся управляющие воздействия до объекта управления. Виды управления

можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, его компоненты, составляющие в своем единстве и сочетании, в совокупности процесс управления.

Отметим, что, как всякий творческий процесс, управление не поддается строгому регламентированию. Каждый субъект управления применяет, как правило, собственную тех­нологию управления, избирая и комбинируя виды управления, используя их в определенной последовательности и сочетаниях. Но в то же время существуют определенные виды, формы и функции управления, широко применяемые, присутствующие в управлении любым хозяйственным объектом. Рассмотрим их в следующей логической последовательности: экономический анализ — про­гнозирование — планирование и программирование (как форма планирова­ния) — организация — регулирование — стимулирование — учет — контроль. Именно по такой схеме реализуются процессы управления предприятием. При этом отдельные этапы, функции иногда пропускаются, отсутствуют либо объе­диняются.

Экономический анализ

состоит в первоначальном изучении, исследовании экономических процессов, условий их прохождения в ретроспективе, в прошлом периоде, в установлении устойчивых тенденций, выявлении проблем. Экономический анализ обычно предшествует выработке управляющих решений и воздей­ствий, служит их отправной точкой и обоснованием.

Прогнозирование

— это научное предвидение хода, развития событий, пост­роение гипотез, сценариев, моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование как элемент управления применяется обычно на одной из начальных стадий процесса управления для того, чтобы оце­нить, к чему могут привести управляющие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия, результаты. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Прогноз помогает заранее выяснить и оценить потребные для производства ресурсы, выбрать предпочтительное управленческое решение. Управленцы, ме­неджеры используют прогнозы для того, чтобы действовать затем лучше, уверен­нее, надежнее.

Выделим далее функции, составные части собственно процесса управления: планирование, организацию (включая регулирование и стимулирование), конт­роль и учет.

Планирование

— это одна из важнейших функций и составных частей управ­ления производством, предприятием. Планирование представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определения траектории развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавли­ваются намечаемые конечные результаты. План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а четкая схема, задание, образ поведения. Хозяйственные планы обычно содержат набор показателей,

которые должны быть достигнуты в результате их осуществления, выполнения.

В рыночной экономике не используют государственные директивные планы, формируемые и доводимые предприятиям сверху центральными органами влас­ти, ведомствами. Каждый хозяйствующий объект сам вырабатывает свой план действий, то есть имеет место самопланирование.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.