Методы и типы управления предприятием

В науке управления принято различать три способа, метода управления работниками, производственными коллективами. Существенные различия методов со­стоят в разных приемах формирования и в различном содержании управляющего воздействия. Рассмотрим их подробнее.

Организационно-распорядительное

управление основано на принуждении. Управляющее воздействие имеет вид директив, приказов, команд. Поэтому такой вид управления часто называют директивным, командным или командно-административным. По замыслу такие команды, распоряжения подлежат неукосни­тельному и своевременному исполнению теми, кому они адресованы. Логика это­го вида управления обычно выражена фразой «приказ начальника — закон для подчиненного».

Такое распорядительное управление наиболее характерно для экономики централизованного нерыночного типа, в которой управляющее воздействие направляется сверху вниз в виде предписывающих законов, правил, директивных пла­нов, постановлений, инструкций, распоряжений, приказов. Обратные связи, иду­щие снизу вверх, содержат в основном информацию об исполнении команд. Ди­рективное управление является неизбежным при выполнении приказов в дей­ствиях армии, милиции, в службах безопасности, в пожарных службах. Это жесткое управление, которому не свойственны либерализм и демократизм.

Наиболее ярким выражением этого метода в централизованной советской экономике принято считать государственное директивное планирование, в условиях которого предприятиям централизованно распределялись ресурсы и устанавлива­лись плановые задания со стороны государственных плановых органов, мини­стерств, ведомств. Однако справедливости ради отметим, что картина была не совсем удручающей. Доводимые сверху планы производства и распределения продукции, а особенно контроль за их исполнением не были предельно жесткими, встречное планирование снизу, корректировка планов. В большин­стве случаев планы, существенные директивы сверху в полном объеме не выпол­нялись.

Экономический метод, экономическое побуждение

выступает как метод управления, прямо опирающийся на интересы людей, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управляющих воздействий, исходящих от субъекта управления. В этом случае влияние со стороны органов управления на управляемый объект проявляется в форме таких стимулов-побуди­телей, как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения, пре­доставление льгот, смягчение ограничений, снабжение дефицитными ресурсами, экономической свободы, передача в собственность имущественных ценностей. Отметим, что экономическое побуждение опирается не только на положительные стимулы, но и на систему налогов, платежей, отчислений, то есть рациональных ограничителей и даже штрафных санкций.

В условиях действия экономических методов побуждения, управления ослабляется централизованное воздействие по вертикали «сверху вниз». Нижестоящие звенья экономики получают гораздо больше прав и возможностей вырабатывать управленческие решения самостоятельно. Осуществляется переход к самоуправле­нию предприятий, хозяйств. Законы, регулирующие экономические отношения, в большей степени приобретают характер не строгих, жестких директив, а прав, разрешений, хотя ограничения, обязанности в них тоже содержатся наряду со штрафами, санкциями за нарушение установленных правил и норм.

Важный фактор изменения экономических методов управления заключается в переходе от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали»1. Это означает, что управляющее воздействие на объект управления оказывается не и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель. Такие управляющие воздействия фиксируются в соглашениях, контрактах, дого­ворах в виде взаимных обязательств, условий, требований, выполняющих важ­нейшую роль в управлении с применением экономических методов.

Экономические методы наиболее перспективны в управлении предприятием, действующим в условиях рынка.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы

Анализ финансовых ресурсов

От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Анализ оборотных средств

К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

Анализ маркетинга

Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.