Фирма, как единица рыночной экономики

Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.

Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.

Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1)Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;

3)Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;

4)Постепенный отход от затратной модели ценообразования “освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

5)Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;

7)Преодоление нерыночной ориентации системы образования и профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, к работе в условиях рынка в Украине пока что готовы не больше 5% руководителе и специалистов экономических служб предприятий.

Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры государственного регулирования экономики. И хотя об эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необходимости вообще продолжают спорить экономисты, [Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. “Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства”, “Экономика Украины”, №4, 1993 г., с. 38-47; Мочерный С. “К какой системе двигаться?”, “Экономика Украины”, №6, 1993 г., с. 14-24.] на практике этот вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рынка.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы.

Однако, несмотря на все сложности, заметен прогресс в продвижении Украины к рынку: сформирована законодательная база, создана инфраструктура рынка, после глубокого экономического кризиса наметился подъем уровня производства и реального роста доходов.

    Разделы

    Анализ финансовых ресурсов

    От того, каким капиталом располагает предприятие, насколько оптимальна его структура, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

    Анализ оборотных средств

    К оборотным средствам фирмы относятся активы со сроком полезного использования менее одного года: запасы во всех формах, средства в расчетах, денежные средства.

    Анализ маркетинга

    Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов.